Санкт-Петербург
С 27 Июл. 2024По 29 Июл. 2024

О популярности автопроката и особенностях агрегатора WillRent


В помощь пользователям мы собрали актуальные вопросы о прокате в России в 2022-2023, на которые основатель WillRent Антон Кузнецов дал развернутые ответы.

Автопрокат становится все более популярным, как вы оцениваете перспективы развития прокатных сервисов в России?

Прокатный сервис в России уходит своими корнями далеко в СССР. Позднее начала активно развиваться так называемая среднесрочная аренда автомобилей. Дальше к ним прибавились сервисы по каршерингу. Именно классической аренде, будем ее называть классической среднесрочной, они составили серьёзную конкуренцию. Однако если мы посмотрим на опыт зарубежных стран, Америки или Европы, условно развитых стран – назовем их так, то у них представлены все виды аренды. Несмотря на развитие нового направления по каршерингу, там продолжает работать и классическая аренда, и аренда с водителем, и подписка. То есть, история отказа от владения собственным автомобилем так или иначе развивается. С учетом того, что нынешняя стоимость автомобилей очень кусачая для большинства слоев населения, а задачи передвижения никуда не отпали, в моменте по крайней мере, то тут в любом случае идет какая-то трансформация и изменение философии.

По моим оценкам, прокатный бизнес никуда деться не может. Потому что когда люди начинают считать стоимость владения собственным автомобилем, либо аренды по подписке, либо каршеринга – те кто умеет считать и тематикой интересуется, они понимают, что сейчас владеть собственным автомобилем невыгодно. А чем невыгодней становится владеть собственным автомобилем, тем больше перспектив у арендного бизнеса, в той или иной своей интерпретации (под интерпретациями я подразумеваю виды аренды: каршеринг, классическая, подписка). И глядя на международный опыт, этому находится подтверждение. Мы же понимаем, что наш рынок так или иначе повторяет с запозданием то, что происходит у иностранных компаний.

Почему невыгодно иметь свой автомобиль?

Нельзя сказать однозначно, что это выгодно или невыгодно. Если человек ездит на работу за 70 км от города, ему это дешевле и проще делать на собственной машине, чем на арендованной. А если это житель мегаполиса, и он использует машину для еженедельной поездки в отель или на дачу, то в этом случае затраты на содержание машины либо аренду перевешивают в пользу аренды.

В зависимости от того, насколько часто и как активно клиент планирует использовать машину, и получаются все расчеты. Сейчас купить новый Hyundai Solaris стоит около 2 млн рублей. Если мы покупаем его в кредит, то еще 10% процентов годовых платим за кредит. То есть, еще 200 тысяч у нас набегает по кредиту. Застраховать эту машину стоит еще процента 4 от ее стоимости. Это уже 280 тысяч. Плюс купить зимнюю резину, это еще 40. Дальше – вопрос технического обслуживания, еще 20 тысяч. Осаго – 25, плюс транспортный налог – получается около 370 тысяч. Также машина теряет в своей стоимости в год 10-15%. Это еще 200 тысяч, то есть всего 500 с лишним – во что обходится кредитная машина. Те деньги, которые вы потратили на первоначальный взнос, вы могли положить в банк под 5% годовых. То есть, получается, что таким образом вы эти деньги недополучили.

Примерно таким образом делается расчет «А нужна ли машина?». Такой несложной математикой мы пришли к тому, что реальное содержание автомобиля эконом-класса обходится собственнику в ≈600 тысяч рублей. Делим это на 12 и получаем 50 тысяч рублей в месяц. Средняя стоимость по году аренды Solaris – 2700 в сутки примерно. Это 18 дней аренды. Если машина нужна менее чем на 18 дней в году, то выгоднее использовать прокат. Это грубый подсчет, но методика расчета такая.

На что обращают внимание арендующие авто? Что для них первостепенно и на что бы вы советовали обращать внимание при выборе машины и прокатной компании?

Сейчас картина на рынке такая: в крупных городах у клиентов есть выбор, в какую компанию обратиться. В Петербурге компаний, которые сдают в аренду машины, больше 100, начиная от самых маленьких и заканчивая самыми крупными. Получить достоверную информацию люди пытаются на основании отзывов в общедоступных источниках. Насколько компания честно себя ведет по отношению к клиенту, насколько клиенты удовлетворены сервисом компании… Туда же в отзывы попадает техническое состояние машин, потому что не все компании ведут себя одинаково. Марки модели могут быть абсолютно идентичны, но за одной машиной следят, а за другой нет. И через 50 тысяч км это могут быть совершенно разные машины. Естественно, все эти отзывы всплывают в сетях. Яндекс, Отзовик, 2Гис – есть куча сервисов, которые специализируются на рейтингах компаний.

В моем представлении рейтинг компании – это один из основополагающих моментов. Ну а дальше мы смотрим, что есть, условно, компании с рейтингом 4,8 за 2000 рублей, есть 4 за 1500. Дальше идем разумным путем и пытаемся понять, а что же нам удобней, получить на 500 рублей дороже аренду, но при этом с большей долей вероятности аренда будет беспроблемной, либо все-таки рискнуть и сэкономить деньги. Когда выбираешь на сайтах и в объявлениях, то машину, лицо компании, офис компании не видишь. А вот рейтинг и отзывы могут сказать многое. Для меня как пользователя основополагающими будут являться 2 фактора: цена и рейтинг. Этими принципами я руководствуюсь, когда за границей сам арендую машину.

Что еще может повлиять на выбор кроме рейтинга и цены?

Для меня основополагающей является добросовестность партнера. Если человек или компания ведет себя честно, значит, нам с ней по пути. Если у человека или компании «рыльце в пушку», то извините, нам такие компании не нужны. Основным критерием для партнера, с которым WillRent будет начинать или продолжать работу, будет его порядочность по отношению в первую очередь к конечному клиенту, к арендатору машины. Для меня это действительно важно, и я не хочу за какие-то там деньги или идеи пиарить компанию, которая уже на момент запуска или подключения к WillRent проявила себя с неблагонадежной стороны. Для меня это важный критерий. Реальный анализ отзывов клиентов о прокатной компании – это основополагающий момент, то, чем мы будем руководствоваться при выборе партнеров или при принятии решения о продолжении сотрудничества. Понятно, что со временем WillRent будет собирать собственную статистику, но на момент запуска мы будем руководствоваться рейтингами компаний в интернете. Честность превыше всего.

То есть, можно сказать, что все компании, которые представлены на WillRent, проверены, и для себя вы бы спокойно взяли машину в аренду у одной из этих компаний?

Да. Я не буду размещать на WillRent компании, которые не разделяют мою философию относительно качества услуг и честности. И даже если такие компании будут к нам попадать, то долго они задерживаться в агрегаторе не будут. Потому что помимо того, что портится репутация компании, портится репутация источника, через которую клиент в эту компанию пришел.

Как выбирают арендующие, что для них важно? Просто арендовать подешевле и без проблем, или есть какие-то критерии?

Есть критерии, у арендаторов разные запросы. Территория эксплуатации (разрешен ли выезд за город, за территорию области, за границу), среднесуточный пробег в тарифе, характеристики авто (наличие кондиционера, количество мест, коробка передач) – мы постарались отразить основные параметры в фильтре на сайте, по которым клиент выбирает себе автомобиль. В настройках фильтра WillRent все эти параметры учтены, и на сайте человек может подобрать автомобиль по нужным ему параметрам, это удобно. Тыкаться по сайтам компаний и пытаться провести сравнительный анализ, где какая машина – это боль для потенциального арендатора.

Вы говорили, что цель проекта WillRent не столько в личном обогащении, сколько в помощи интернет-пользователям в поиске машины. Расскажите, как родилась идея создать WillRent и почему на первом месте интересы пользователей.

Если ты хочешь заработать денег, ты должен сделать хороший продукт. Хороший продукт можно сделать только заслужив любовь конечных пользователей, в нашем случае это арендаторы. В любом случае, естественно, этот проект так или иначе предполагает монетизацию, но, не сделав его максимально удобным для клиента, мы ничего добиться не сможем.

По аналогии с работой брокерских компаний затраты на оплату нашей работы ложатся не на конечного потребителя, а на компанию, которая размещается. Здесь нет разницы: или клиент находит компанию через агрегатор, и агрегатор выставляет счет прокатной компании за привлечение этого клиента, или этот же клиент находит эту компанию через платную рекламу Яндекса. В любом случае, прокатная компания несет затраты на свое продвижение, и по личному опыту я знаю, что не имеет значения, в каком виде она их понесла: отдав это Яндексу или партнеру-агенту. Безусловно, финансовая нагрузка не должна перекладываться на конечного потребителя, и здесь эта модель этого и не предполагает. А вот сделать ее удобной для пользователей – наша задача.

Что отличает WillRent от других прокатных агрегаторов и сервисов по аренде?

Я не вижу в России полноценного агрегатора, ни одного. Есть какие-то проекты, которые рождались 10 лет назад, но так и не взлетели. Может, у меня и моей команды много амбиций, но тем не менее, мы будем делать все, чтобы этот проект взлетел.

На практике ни одна здравомыслящая компания, представленная на рынке, от дополнительного трафика не отказывается. С учетом того, что WillRent построен не как Авито и Яндекс, мы не будем брать плату за лид или клик, а будем брать свою комиссию в том случае, если прокатная компания физически сдала автомобиль и получила деньги. Финансовая нагрузка здесь присутствует, но она абсолютно предсказуема.

Какие машины напрокат наиболее популярны? Какие вы порекомендуете?

Абсолютно нет рекомендаций, есть просто статистика, притом у каждой прокатной компании она своя. Парки прокатных компаний различны, и у каждого своя философия. Кто-то хочет сдавать 5-летний Рено Логан, а кто-то говорит, что у него самая дешевая машина – это новый БМВ 5 серии. Есть понимание, что средний ценовой сегмент – это самое массовое, но нет такого – какую порекомендовать. Это как с телефоном: если есть 5 тысяч рублей, ты покупаешь б/у Самсунг, если есть 150 – покупаешь топовый Айфон. У каждого клиента свои возможности. Мы должны предоставлять возможность выбора, возможность подбора по параметрам клиентов, но каких-то рекомендаций по машинам мы не будем давать. Через агрегатор будет возможность взять в аренду и Рено, и Мазератти. Если обобщить по прокатным компаниям в СПб и Москве, то массмаркет-авто, которые арендуют чаще – это бюджетные седаны и кроссоверы.

В крупных городах вопросы транспортных потоков, как пассажирских, так и автомобильных – одни из существенных. По вашему мнению, способны ли сервисы автопроката и такси конкурировать с продажей личного транспорта и поездками на общественном транспорте или даже заменить эти способы передвижения по городу? И если да, то каков прогноз?

У каждого свои запросы. То есть, если сегодня надо в центр города, человек, имеющий собственный автомобиль, может доехать до ближайшей перехватывающей парковки и сесть в метро – ему так удобно будет.

Такси, каршеринг, общественный транспорт, собственный или арендованный автомобиль – это все интерпретации доступного транспорта. Естественно, ближе сравнивать арендованный и собственный автомобили, со всеми плюсами и минусами эксплуатации. Каршеринг в Москве, например, имеет бонусы по платной парковке в центре города. На каршеринге приехать в центр Москвы намного выгодней, чем на своем автомобиле или на арендованном.

Все-таки, каков прогноз?

Будем уходить от философии владения собственным автомобилем. Как этот высвободившийся сегмент распределится по другим видам транспорта, мне предугадать сложно. Если вы зайдете посмотреть статистику продаж новых автомобилей, то видно, по разным причинам, в первую очередь, из-за роста цен на покупку и содержание автомобиля, – люди отказываются от автомобилей. Даже те кто пользовался своими автомобилями, когда машины заканчивают свой жизненный цикл, они переходят на другие виды транспорта. Потому что, элементарно, кому-то не по карману, кому-то стало невыгодно – например, из-за платной парковки. Так или иначе, внешние факторы подталкивают людей к отказу от владения машинами, и история с пользованием машин сохраняется. Как говорится, владей не покупая – по сути это то, что можно сказать про прокат. Человек не будет отказываться от пользования машиной, но будет отказываться от владения.

Наш сайт использует Cookies для возможности сохранения информации о выбранном городе